Закрыто ГУВД | Федеральный закон "О полиции" N-3 ФЗ

Lexa_Warren

Участник
12 Ноя 2021
78
4
8
proxy.png
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«О ПОЛИЦИИ»

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Назначение полиции


1. Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также - граждане; лица), для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.
2. Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств.

Статья 2. Основные направления деятельности полиции

1. Деятельность полиции осуществляется по следующим основным направлениям:
1) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;
2) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
3) выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;
4) розыск лиц;
5) производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;
6) обеспечение правопорядка в общественных местах;
7) обеспечение безопасности дорожного движения;
11) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;
12) осуществление экспертно-криминалистической деятельности.

ГЛАВА 2. ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ



Статья 3. Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина


1. Полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина.
2. Деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан.
3. Сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник полиции пресекает действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание.
4. При обращении к гражданину сотрудник полиции:
1) называет свои должность, звание, фамилию (позывной), предъявляет по требованию гражданина служебное удостоверение;
2) в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъясняет ему возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина, а так же по первому требованию разъясняет ему причину и основания применения таких мер.
5. Сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина называет свои должность, звание, фамилию (позывной), внимательно его выслушивает, принимает соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъясняет, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса.
6. При возникновении обстоятельств, угрожающих жизни и здоровью сотрудника полиции или иных граждан, и при необходимости незамедлительного пресечения преступления или административного правонарушения либо преследования совершивших их лиц, предусмотренные 4 и 5 настоящей статьи положения реализуются сотрудником полиции сразу после прекращения указанных обстоятельств или действий.
7. При работе сотрудников полиции в группе (составе подразделения), действия, указанные в частях 4, 5 и 6 статьи 3 настоящего федерального закона, выполняет старший группы (состава подразделения).
8. Полиция обеспечивает каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы.

Статья 4. Законность

1. Всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом.
2. Сотруднику полиции запрещается подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий.
3. Сотрудник полиции не может в оправдание своих действий (бездействия) при выполнении служебных обязанностей ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства.

Статья 5. Общественное доверие и поддержка граждан

1. Полиция при осуществлении своей деятельности стремится обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку граждан.
2. Действия сотрудников полиции должны быть обоснованными и понятными для граждан.
3. Общественное мнение является одним из основных критериев официальной оценки деятельности полиции

Статья 6. Взаимодействие и сотрудничество

Государственные и муниципальные органы, общественные объединения, организации и должностные лица должны оказывать содействие полиции при выполнении возложенных на нее обязанностей.


ГЛАВА 3. ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА ПОЛИЦИИ


Статья 7. Обязанности полиции


1. На полицию возлагаются следующие обязанности:
1) принимать и регистрировать заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях;
2) информировать соответствующие государственные и муниципальные органы, организации и должностных лиц этих органов и организаций о ставших известными полиции фактах, требующих их оперативного реагирования;
3) прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия;
4) выявлять и пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельства происшествия, обеспечивать сохранность следов преступления, административного правонарушения, происшествия;
5) оказывать первую помощь лицам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья, если специализированная помощь не может быть получена ими своевременно или отсутствует;
6) выявлять причины преступлений и административных правонарушений и условия, способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению; выявлять лиц, имеющих намерение совершить преступление, и проводить с ними индивидуальную профилактическую работу;
7) обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах и других общественных местах;
8) обеспечивать совместно с представителями органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаторами собраний, митингов, демонстраций, шествий и других публичных мероприятий (далее - публичные мероприятия) безопасность граждан и общественный порядок, оказывать содействие организаторам спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий (далее - массовые мероприятия) в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в местах проведения этих мероприятий;
9) принимать при чрезвычайных ситуациях неотложные меры по спасению граждан, охране имущества, оставшегося без присмотра, содействовать в этих условиях бесперебойной работе спасательных служб;
10) возбуждать уголовные дела, производить дознание по уголовным делам, производство предварительного следствия по которым необязательно; выполнять неотложные следственные действия по уголовным делам, производство предварительного следствия по которым обязательно;
11) исполнять в пределах своих полномочий решения суда (судьи), письменные поручения следователя, руководителя следственного органа, дознавателя, органа дознания о производстве отдельных следственных действий, проведении оперативно-розыскных мероприятий, задержании лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, о производстве иных процессуальных действий, оказывать содействие в их осуществлении;
12) осуществлять оперативно-розыскную деятельность;
13) выявлять и пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях;
14) осуществлять поиск лиц, находящихся в розыске;
15) содержать, охранять, конвоировать задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, а также лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста; конвоировать содержащихся в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы осужденных и заключенных под стражу лиц для участия в следственных действиях или судебном разбирательстве и охранять указанных лиц во время производства процессуальных действий; исполнять решения суда (судьи) о лишении права управления транспортным средством;
16) принимать в соответствии с федеральным законом меры, направленные на предупреждение, выявление и пресечение экстремистской деятельности общественных объединений, религиозных и иных организаций, граждан;
17) участвовать в мероприятиях по противодействию терроризму и в обеспечении правового режима контртеррористической операции, а также в обеспечении защиты потенциальных объектов террористических посягательств и мест массового пребывания граждан;
18) осуществлять государственный контроль (надзор) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения
19) осуществлять надзор за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения;
20) участвовать в мероприятиях по контролю за обеспечением условий хранения (сохранностью) гражданского, служебного, боевого и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, находящихся в собственности или во временном пользовании граждан


Статья 8. Права полиции


1. Полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются следующие права:
1) требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий;
2) требовать от граждан в случае их обращения назвать свои фамилию, имя и отчество;
3) требовать от граждан предъявить документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном или уголовном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания;
4) проверять у граждан, должностных лиц, общественных объединений и организаций разрешения (лицензии) и иные документы на совершение определенных действий или на осуществление определенного вида деятельности, контроль (надзор) за которыми возложен на полицию;
5) вызывать в полицию граждан и должностных лиц по расследуемым уголовным делам и находящимся в производстве делам об административных правонарушениях;
6) производить осмотр места происшествия, местности, помещений, транспортных средств, предметов, документов и иных объектов в целях фиксации обстоятельств, имеющих значение для принятия решения по заявлению и сообщению о происшествии, а также составлять по результатам указанного осмотра акт осмотра;
7) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения посещать в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях государственные и муниципальные органы, общественные объединения и организации, знакомиться с необходимыми документами и материалами, в том числе с персональными данными граждан, имеющими отношение к расследованию уголовных дел, производству по делам об административных правонарушениях, проверке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях;
8) патрулировать населенные пункты и общественные места;
9) оборудовать при необходимости контрольные и контрольно-пропускные пункты, выставлять посты, в том числе стационарные, заслоны;
10) обозначать доступными средствами, в том числе визуальными, места совершения преступлений, административных правонарушений, места происшествий, места проведения публичных и массовых мероприятий, территории и объекты, нахождение граждан на которых ограничено или представляет угрозу для их безопасности, осуществлять временное ограждение указанных мест и объектов, использовать другие формы охраны общественного порядка;
11) требовать от граждан (групп граждан) покинуть место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, оцепленную на служебные и иные мероприятия территорию, служебную или охраняемую территорию;
12) обращаться к группам граждан, нахождение которых в общественных местах не связано с проводимыми на законных основаниях публичными и массовыми мероприятиями, с требованием разойтись или перейти в другое место, если возникшее скопление граждан создает угрозу их жизни и здоровью, жизни и здоровью других граждан, объектам собственности, нарушает работу организаций, препятствует движению транспорта и пешеходов;
13) возбуждать уголовные дела и составлять протоколы об административных правонарушениях; осуществлять оперативно-розыскную деятельность, производить следственные и иные процессуальные действия;
14) доставлять граждан, то есть осуществлять их принудительное препровождение, в отдел полиции или иное служебное помещение для решения вопроса о задержании гражданина, если нет невозможности решения данного вопроса на месте; для установления личности гражданина, если имеются основания полагать, что он находится в розыске как скрывшийся от органов дознания, следствия или суда, либо как уклоняющийся от исполнения уголовного наказания, либо как пропавший без вести;
15) осуществлять личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, а также досмотр их транспортных средств, если имеются основания полагать, что эти граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, патроны к оружию, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства, а также скрывают предметы хищения, изымать указанные предметы, средства и вещества при отсутствии законных оснований для их ношения или хранения;
16) осуществлять в целях обеспечения безопасности граждан и общественного порядка совместно с организаторами публичных и массовых мероприятий личный осмотр граждан, находящихся при них вещей при проходе на территории сооружений, на участки местности либо в общественные места, где проводятся такие мероприятия, с применением в случае необходимости технических средств, а при отказе гражданина подвергнуться личному осмотру не допускать его на такие территории, участки местности и в такие общественные места;
17) производить регистрацию, фотографирование, аудио-, кино- и видеосъемку, дактилоскопирование лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, заключенных под стражу, обвиняемых в совершении преступления, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, иных задержанных лиц;
18) обеспечивать безопасность дорожного движения, останавливать транспортные средства, проверять у водителей документы на право пользования транспортным средством; проводить досмотр транспортного средства и предметов, перевозимых в нем, если имеются основания полагать, что в транспортном средстве перевозятся оружие, наркотические или иные запрещенные вещества;
19) обеспечивать безопасность и антитеррористическую защищенность, в том числе с применением технических средств, зданий, сооружений, помещений и иных объектов;
20) требовать от граждан соблюдения пропускного и внутриобъектового режимов на охраняемых полицией объектах; осуществлять досмотр и (или) личный осмотр граждан, осмотр находящихся при них вещей, досмотр и (или) осмотр транспортных средств при въезде на охраняемые объекты и выезде с охраняемых объектов;
21) проводить оперативно-профилактические мероприятия, с целью выявления и пресечения правонарушений в области незаконного оборота наркотических веществ, оружия и боеприпасов к нему;
22) привлекать граждан с их согласия к внештатному сотрудничеству;
23) осуществлять оперативно-розыскную деятельность


ГЛАВА 4. ПРИМЕНЕНИЕ ПОЛИЦИЕЙ ОТДЕЛЬНЫХ МЕР
ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРИНУЖДЕНИЯ


Статья 9. Задержание



1. Полиция защищает право каждого на свободу и личную неприкосновенность. Гражданин не может быть подвергнут задержанию на срок более 2-ух часов.
2. Полиция имеет право задерживать:
1) лиц, подозреваемых в совершении преступления или правонарушения, - до передачи их в изолятор временного содержания;
2) лиц, совершивших побег из-под стражи, ареста, задержания, из мест лишения свободы, лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, - до передачи их в изолятор временного содержания, либо органам федеральной службы исполнения наказаний;
3) лиц, находящихся в розыске, - до передачи их в изолятор временного содержания, соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений;
4) лиц, в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях;
5) военнослужащих, подозреваемых в совершении преступления, - до передачи их в органы федеральной службы безопасности;
6) лиц, незаконно проникших либо пытавшихся проникнуть на охраняемые объекты, территории, - до выяснения личности и привлечения к установленной законом ответственности;
7) лиц, предпринявших попытку самоубийства либо имеющих признаки выраженного психического расстройства и создающих своими действиями опасность для себя и окружающих, - до передачи их в лечебные учреждения либо по месту жительства;
3. Лицо, в отношении которого приняты меры, ограничивающие его права и свободу, имеет право на отказ от дачи показаний против себя и своих близких, на ознакомление со всеми протоколами, составленными при задержании, на удостоверение личности сотрудника полиции, применившего к нему меры государственного принуждения, на ознакомление с причиной и основаниями для применения к нему мер, на юридическую помощь в лице адвоката, с момента передачи гражданина в изолятор временного содержания;​
4. О задержании лица составляется соответствующий протокол задержания, в котором сотрудник указывает свои данные, данные задержанного, место, время, причины и обстоятельства задержания


Статья 10. Проникновение в жилые помещения

1. Сотрудник полиции имеет право на проникновение в жилое или иное помещение, на земельный участок, территорию в случае:
1) если это необходимо для защиты жизни и здоровья граждан, защиты их собственности и имущества, защиты безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках или чрезвычайных ситуациях;
2) если это необходимо для задержания лица, находящегося в розыске или совершившего преступление, административное правонарушение;
3) если это необходимо для пресечения преступления, административного правонарушения;
4) если это необходимо для проведения процессуальных или следственных мероприятий в рамках расследования дел о совершении уголовных преступлений;
2. Для совершения действий, указанных в части 1 статьи 10 настоящего федерального закона, на территории воинской части сотрудники полиции вправе требовать от командования воинской части беспрепятственного пропустить их на территорию.
3. Сотрудники полиции не вправе проникать на территорию управления Федеральной службы безопасности и исправительной колонии без согласования проникновения с руководством указанных объектов и пропуска.

Статья 11. Оцепление и блокирование территорий, помещений, зданий и иных объектов

1. Блокирование и оцепление территорий, помещений, зданий и иных объектов производится сотрудниками полиции по письменному или устному распоряжению руководителя территориального органа или лица, замечающего его.
2. Полиция имеет право проводить блокирование и оцепление территорий, помещений, зданий и иных объектов:
1) при ликвидации последствий катастроф, аварий и иных чрезвычайных ситуаций преступного, природного и техногенного характера;
2) при проведении мероприятий по пресечению массовых беспорядков и иных действий, нарушающих права граждан, посягающих на общественную безопасность или блокирующих работу организаций;
3) при розыске лиц, совершивших побег из-под ареста, стражи, задержания;
4) при преследовании лица, находящегося в розыске или подозреваемого в совершении преступления;
5) при проведении контртеррористической операции, проверке сведений об обнаружении взрывчатых веществ или взрывных устройств;
6) при проведении мероприятий, направленных на обнаружение предметов, изъятых из гражданского оборота или ограниченно обороноспособных;
7) при наличии оснований полагать, что в границах территорий или на объектах готовится, совершается (совершено) преступление;
8) при необходимости предотвращения угрозы жизни и здоровью граждан, которые не могут быть защищены иным способом;
9) при проведении оперативно-профилактических мероприятий;
3. При оцеплении (блокировании) территорий может быть ограничено или запрещено движение транспорта и пешеходов, если это необходимо для обеспечения безопасности граждан и общественного порядка, проведения следственных действий, оперативно-розыскных, оперативно-профилактических мероприятий, охраны места совершения преступления, административного правонарушения, места происшествия, а также для защиты объектов собственности, которым угрожает опасность.
4. В границах оцепления (блокирования) полиция может осуществлять личный осмотр граждан, находящихся при них вещей (предметов, механизмов, веществ), осмотр транспортных средств и перевозимых грузов с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, с применением при необходимости технических средств. В случае отказа гражданина подвергнуться личному осмотру или предоставить для осмотра транспортное средство и перевозимые грузы полиция имеет право не допускать проход такого гражданина на территории, в жилые помещения, строения и на другие объекты, где проводится оцепление (блокирование), или его выход за пределы границ оцепления (блокирования), а также въезд или выезд транспортного средства до снятия оцепления (блокирования).
5. Блокированная (оцепленная) сотрудниками полиции территория (помещение, здание, иной объект) на время её блокирования (оцепления) является охраняемой, проникновение на которую влечет за собой уголовную ответственность предусмотренную статьей 39 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Глава 5. ПРИМЕНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ, СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ И
ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ


Статья 12. Право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия


1. Сотрудник полиции имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия лично или в составе подразделения (группы) в случаях и прядке, установленных настоящим федеральным законом.
2. Сотрудник полиции не несет ответственность за вред, причиненный гражданам и организациям при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, если применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия осуществлялось по основаниям и в порядке, установленных настоящим федеральным законом.

Статья 13. Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

1. Сотрудник полиции перед огнестрельного оружия обязан сообщить лицам, в отношении которых предполагается применение огнестрельного оружия, о том, что он является сотрудником полиции, предупредить их о своем намерении и предоставить им возможность и время для выполнения законных требований сотрудника полиции. В случае применения огнестрельного оружия в составе подразделения (группы) указанное предупреждение делает один из сотрудников полиции, входящих в подразделение (группу).
2. Сотрудник полиции имеет право не предупреждать о своем намерении применить огнестрельное оружие, если промедление в их применении создает непосредственную угрозу жизни и здоровью гражданина или сотрудника полиции либо может повлечь иные тяжкие последствия.
3. Сотрудник полиции при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия действует с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяются физическая сила, специальные средства или огнестрельное оружие, характера и силы оказываемого ими сопротивления. При этом сотрудник полиции обязан стремиться к минимизации любого ущерба.
4. Сотрудник полиции обязан оказать гражданину, получившему телесные повреждения в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, первую помощь, а также принять меры по предоставлению ему медицинской помощи в возможно короткий срок.
5. В составе подразделения (группы) сотрудник полиции применяет физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в соответствии с федеральным законом, руководствуясь приказами и распоряжениями руководителя этого подразделения (группы).

Статья 14. Применение физической силы

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу в следующих случаях:
1) для пресечения преступлений и административных правонарушений;
2) для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц;​
3) для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции.


Статья 15. Применение специальных средств

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять специальные средства в следующих случаях:
1) для отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции;
2) для пресечения преступления или административного правонарушения;
3) для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;
4) для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;
5) для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;
6) для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;
7) для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;
8) для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника полиции об остановке;
9) для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия;


Статья 16. Применение огнестрельного оружия


1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять огнестрельное оружие в следующих случаях:
1) для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья;
2) для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении (обеспечении) полиции;
3) для освобождения заложников;
4) для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным;
5) для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ;
6) для отражения группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и граждан;
7) для остановки транспортного средства путем выстрелов в колеса, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан;
8) для производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении;
9) при вооруженном нападении на сотрудника полиции, либо служебный автомобиль;
10) для пресечения побега из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений или побега из-под конвоя лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, а также для пресечения попытки насильственного освобождения указанных лиц (только в целях обездвижить, нейтрализация запрещена)

Статья 17. Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника полиции

1. Сотрудник полиции имеет право обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность, если в создавшейся обстановке могут возникнуть основания для его применения, предусмотренные статьей 16 настоящего Федерального закона

Глава 6. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ
Статья 17. Сотрудник полиции


1. Сотрудником полиции является гражданин Российской Федерации, который осуществляет служебную деятельность на должности федеральной государственной службы в органах внутренних дел и которому в установленном порядке присвоено специальное звание.
2. Сотруднику полиции выдаются служебное удостоверение, специальный жетон с личным номером, нагрудный знак.
3. Сотрудник полиции обеспечивается форменной одеждой. На форменной одежде сотрудника полиции, несущего службу в общественных местах, размещается нагрудный знак, позволяющий идентифицировать сотрудника полиции.
4. Сотрудник полиции, находясь при исполнении, имеет право на ношение и хранение огнестрельного оружия и специальных средств.

Статья 17.1. Служебное удостоверение сотрудника

1. Каждому сотруднику полиции при вступлении в должность выдается документ, удостоверяющий его личность, подтверждающий его права и полномочия — служебное удостоверение
2. По первому требованию, если сотрудник полиции обращается к гражданину или взаимодействует с ним, предъявляется служебное удостоверение в развернутом виде для полного ознакомления со всей информацией.

Статья 18. Специальные звания сотрудников полиции

1. Сотрудникам полиции присваиваются следующие специальные звания:
1) рядовой состав - рядовой полиции;
2) младший начальствующий состав - младший сержант полиции, сержант полиции, старшина полиции, прапорщик полиции;
3) средний начальствующий состав - младший лейтенант полиции, лейтенант полиции;
4) старший начальствующий состав - капитан полиции, майор полиции, подполковник полиции, полковник полиции;
5) высший начальствующий состав - генерал-майор полиции, генерал-лейтенант полиции, генерал-полковник полиции;
2. При увольнении сотрудника полиции со службы в полиции к специальному званию добавляются слова "в отставке".

Статья 19. Ответственность сотрудника полиции

1. Сотрудник полиции независимо от замещаемой должности несет ответственность за свои действия (бездействие) и за отдаваемые приказы и распоряжения.
2. За противоправные действия (бездействие) сотрудник полиции несет ответственность, установленную федеральным законом.

Глава 7. КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПОЛИЦИИ
Статья 20. Государственный контроль за деятельностью полиции


Ведомственный контроль за деятельностью полиции осуществляется руководителем территориального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Статья 21. Обжалование действий (бездействия) сотрудника полиции

Действия (бездействие) сотрудника полиции, нарушающие права и законные интересы гражданина могут быть обжалованы в органы прокуратуры Российской Федерации либо в суд.​